Университетско-школьный кластер – совместный долгосрочный инновационный образовательный проект министерства образования и науки Пермского края и Пермского кампуса НИУ ВШЭ. 2020 год – двенадцатый для Университетско-школьного кластера.

Цель деятельности Университетско-школьного кластера - создание эффективных условий для повышения качества школьного образования в контексте современных требований посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей (предметной, информационно-коммуникативной, технологической компетенций) при интеллектуальном, профессиональном и организационном спонсорстве пермских университетов.

Университетско-школьный кластер – инновационная индивидуализированная форма повышения квалификации учителей с применением дистанционных образовательных технологий (63% объема программы осваивается учителями в дистанционном режиме на специальном сайте кластера http://cluster.hse.perm.ru).

Общая тема программ повышения квалификации, реализуемых в формате кластера в 2020 году - «Управление качеством школьного образования: новые образовательные технологии и практики в деятельности учителя» для предметных областей «Математика», «Русский язык», «Английский язык», «История и обществознание». Объем каждой программы составляет 108 часов, в том числе 40 часов – аудиторные занятия (5 очных семинаров), 68 часов – обучение с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) с акцентом на индивидуальном режиме обучения каждого учителя под руководством тьютора на специальном сайте кластера. При успешном освоении программы учителю выдается удостоверение о повышении квалификации.

С 20 января по 10 февраля 2020 г. состоялся конкурс по отбору общеобразовательных организаций Пермского края для участия в деятельности Университетско-школьного кластера на III этапе трехлетнего периода его развития в 2018-2020 годах (с 14 февраля по 16 ноября 2020 г.).

В работе кластера в 2020 г. примут участие учителя из общеобразовательных организаций Пермского края, вошедших в состав кластера на конкурсной основе в соответствии с системой показателей готовности к инновационной деятельности, а также преподаватели из трех университетов Перми: НИУ ВШЭ - Пермь (организатор экспериментальной деятельности), ПГНИУ и ПГГПУ.

На конкурс по отбору ОО для участия в деятельности четырех предметных кафедр кластера (учителей русского языка, английского языка, математики, истории и обществознания) было подано 87 заявок от руководителей общеобразовательных организаций Пермского края. Критерии оценки конкурсных материалов отражали готовность общеобразовательной организации к инновационной деятельности в формате Университетско-школьного кластера, наличие опыта взаимодействия в сетевых инновационных образовательных сообществах. Из 87 представленных на конкурс заявок 84 соответствуют предъявляемым требованиям, 3 заявки отклонены.

Результатом конкурса стало определение общеобразовательных организаций Пермского края для инновационной образовательной деятельности в формате Университетско-школьного кластера в 2020 году (список прилагается). В деятельности кластера примут участие 218 учителей математики, русского языка, английского языка, истории и обществознания из 84 общеобразовательных организаций Пермского края (из них 36 ОО – из города Перми, и 48 ОО – из Пермского края). 7 образовательных организаций в кластере впервые, среди них:

-        СОШ № 79 г. Перми;

-        СОШ № 5 г. Березники;

-        СОШ № 29 г. Березники;

-        «Добрянская СОШ № 2»;

-        «Карьевская СОШ»;

-        «Лицей «ВЕКТОРиЯ г. Лысьва;

-        Сарсинская СОШ имени А.М. Карпова.

Работа учителей каждой кафедры будет проходить в трёх локальных предметных группах: базовой, профильной (повышенного уровня обучения) и группе учителей-мультипликаторов. Предметные группы формируются по результатам первого (диагностического) тестирования.

Каждый учитель в кластере прикреплен к тьютору из числа профессорско-преподавательского состава пермских университетов, который сопровождает процесс повышения квалификации данного учителя в течение всего проекта. Совершенствование предметной компетенции учителей отслеживается тьюторами (преподавателями кафедры) еженедельно и корректируется в зависимости от результатов выполнения индивидуальных заданий учителями. Разработанные для учителей задания нацелены на пошаговую отработку проблемных тем с подробным анализом выполненных заданий.

В течение 2020 года учителя приезжают на 5 очных семинаров, проходят 5 тестирований и выполняют 10 контрольных точек в соответствии с требованиями программ повышения квалификации.

Первый семинар для учителей состоится уже 15 февраля.