Школьники 9-11 классов Пермского края, Московской области, Мордовии, Калининградской области, Алтайского края, республики Татарстан и других регионов решали задачи и проверяли знания информатики и языков программирования. Организаторы Олимпиады по программированию — образовательные программы «Программная инженерия» и «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ — Пермь.  Подводим итоги и даем советы по подготовке.

Победителей олимпиады определяли по количеству выполненных задач и времени их решения. Чем быстрее участник справился со всеми задачами, тем выше он оказался в рейтинговой таблице. Преподаватель кафедры информационных технологий Владимир Морозенко провел подробный разбор заданий, чтобы участники могли учесть свои ошибки. 

Морозенко Владимир Викторович,
Кафедра информационных технологий в бизнесе (Пермь): доцент

В этом году у нас были очень сильные ребята. Высокий уровень квалификации участников проявился в том, что, во-первых, были участники, которые знали и применяли несколько языков программирования. Во-вторых, сильнейшие участники набрали почти максимальное число баллов и, думаю, для 100%-го результата им просто не хватило времени. В-третьих, участников в верхней части рейтинговой таблицы разделяло совсем незначительное количество баллов, конкуренция была очень сильная.

Для успешного выступления в подобных олимпиадах нужно чаще в них участвовать. Навыки программирования можно тренировать самостоятельно, решая задачи на различных тренировочных сайтах, которых сейчас очень много. Однако научиться быстро мобилизоваться, сосредоточиться, вникнуть в суть задачи, разработать алгоритм и написать программный код в стрессовой ситуации ограниченного времени и психологического давления со стороны конкурентов можно только участвуя в реальных соревнованиях. Эти навыки тоже можно и нужно тренировать.

Победители олимпиады по программированию среди школьников

1 место — Иван Девятериков, 10 класс, школа № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла (г. Пермь)
2 место — Денис Исупов, 11 класс, Гимназия № 2 (г. Пермь)
3 место — Камиль Мусин, 10 класс, Лицей-интернат имени Мустафы Онджеля, г. Бугульма
Победитель олимпиады по программированию среди студентов колледжей/техникумов — Ярослав Григорьев, 3 курс, РЭУ им. Плеханова (г. Пермь)

Денис Юсупов, победитель олимпиады по программированию среди школьников (2 место)

Денис Юсупов, победитель олимпиады по программированию среди школьников (2 место)

Я учусь в 11 классе и участвую во многих олимпиадах, которые могут дать мне преимущества при поступлении. Увидел приглашение на олимпиаду от ВШЭ и посчитал, что это будет отличным опытом и тренировкой. Не могу сказать, что задания были очень сложными, что, в принципе, ожидаемо для неперечневой региональной олимпиады. Будущим участникам могу посоветовать много практиковаться, решать задачи прошлых лет, искать нерешаемые для себя задачи.


Поздравляем победителей олимпиады и желаем дальнейших успехов! Всем участникам будут отправлены на электронную почту сертификаты, а победителям — дипломы. 


Илья Холкин, участник олимпиады по программированию среди школьников (4-5 место), 11 класс, Лицей № 10 (г. Пермь)

Илья Холкин, участник олимпиады по программированию среди школьников (4-5 место), 11 класс, Лицей № 10 (г. Пермь)

Олимпиады по программированию — это важная вещь для тренировки навыков. Если стоит выбор просто порешать задачи, например, из архива Codeforces или поучаствовать в олимпиаде, то я выбираю олимпиаду, потому что там приходится решать задачи на время, принимать решения, как этим временем воспользоваться. Появляется второй фактор — время, который будет и в реальной жизни при решении реальных задач.

Для меня задачи оказались несложными, хотя в одной был подвох, который много кто, в том числе и я, не заметил. Думал, что попаду в ТОП-3, потому что в прошлом году занял первое место, но из-за этой задачи оказался на 5 месте, бывает. Олимпиады — это, по большому счету, лотерея, в которой ты можешь увеличить свой шанс на победу, тренируясь и решая задачи. Поэтому трудно предугадать место в рейтинговой таблице.
 

Мои советы при подготовке: решать задачи чуть выше своего уровня, участвовать в контестах на платформах типа Codeforces. Выучить e-maxx (сайт с алгоритмами) наизусть было бы полезно.