Развитие сетевых проектов - новый тренд деятельности округа, направленный на распространение системы ценностей сетевой культуры. И результаты каждого года подтверждают, что направление остро актуально, становится приоритетным для школ округа и их партнеров в сетевом образовательном пространстве, востребовано педагогическим и ученическим сообществом, оптимально дополняет другие направления деятельности округа.
Школы округа инициируют и представляют лучшие проекты, некоторые из которых реализуются в 5-9 раз. В рамках данного направления деятельности проводится огромное количество локальных конкурсов по различным номинациям. Названия проектов – яркие, творческие, мотивирующие: «Book в помощь», «Стартинейджер», «Первоклассный читатель», «Точка опоры Архимеда», «Шаг в будущее», «Мы действуем!», «Пермский край в числах» и др. Много проектов связаны с иностранным языком: конференция спикеров «We discover the world», конкурс спектаклей на английском языке «Golden Mask», «Битва хоров – 2019», краевой конкурс профессионального мастерства учителей английского языка «21 Century teacher» и методический форум «Inspiring teaching: 21 Century», билингвальное математическое Ралли «Пермь-Бордо» и конкурс чтецов на иностранных языках «Поэтика», конференции исследовательских и проектных работ на английском языке «Forward», конкурс по правописанию на английском языке «Spelling Bee», конкурс спикеров «In the search of unknown». Кроме того, в рамках сетевых проектов округа проводится много метапредметных олимпиад, интеллектуальных игр, конкурсы буктрейлеров и многое другое.
Образовательными эффектами сетевых проектов являются: установление новых контактов с другими ОУ, возможность «расширить» географию участников, создав тем самым более конкурентную среду; расширение среды, способствующей самоидентификации учащихся, развитию их творческих способностей; организация сетевого пространства неформального общения учеников разных ОУ; работа на имидж ОУ; возможность для учащихся и педагогов проявить себя в новой обстановке; совершенствование навыков сетевого взаимодействия.
Уникальным проектом Округа, аналогов которому нет в России, является Университетско-школьный кластер, действующий с 2009 года и по сей день.
Цель деятельности Университетско-школьного кластера - создание эффективных условий для повышения качества школьного образования в контексте современных требований посредством совершенствования профессиональной компетентности учителей (предметной, информационно-коммуникативной, технологической компетенций) при интеллектуальном, профессиональном и организационном спонсорстве пермских университетов.
В работе Университетско-школьного кластера принимают участие учителя и из общеобразовательных организаций Пермского края, вошедшие в состав кластера на конкурсной основе в соответствии с системой показателей готовности к инновационной деятельности, а также преподаватели из трех университетов Перми: ПГНИУ, ПГГПУ и НИУ ВШЭ - Пермь (организатор экспериментальной деятельности).
Университетско-школьный кластер – инновационная форма повышения квалификации учителей с применением дистанционных образовательных технологий (63% объема образовательной программы осваивается учителями в дистанционном режиме на специальном сайте кластера https://perm.hse.ru/fdp/klaster2024).
Деятельность Кластера предполагает постоянную работу виртуальных предметных кафедр учителей математики, русского языка, английского языка, истории и обществознания под руководством профессорско-преподавательского состава пермских университетов.
Ключевыми особенностями реализации проекта являются:
1. индивидуализированное тьюторское сопровождение процесса совершенствования профессиональной компетентности учителей;
2. приоритетное применение дистанционных образовательных технологий, создание специального сайта Кластера, обеспечивающего круглосуточный доступ к образовательным ресурсам кафедр предметного содержания;
3. разработка и реализация специальной технологии мониторинга уровня предметно-содержательной компетенции учителей.
Университетско-школьный кластер, по сути, стал инновационной формой управления качеством образования в пермских школах. Разработанная в кластере система профессионального взаимодействия «тьютор-педагог» обеспечивает качественно иную подготовку учителей, поскольку позволяет соединить фундаментальность профессиональных базовых знаний с новейшими образовательными технологиями, развитием творческого мышления и исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Апробированная в кластере инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей действительно позволяет готовить высоко квалифицированного педагога, конкурентоспособного на современном рынке труда.
Начиная с 2008 года Пермский кампус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ежегодно проводит уникальный конкурс педагогического мастерства – Олимпиаду учителей «ПРОФИ». Олимпиада является инновационной формой повышения профессиональной компетентности педагога. Ежегодно конкурс находит большой отклик у огромного количества учителей-предметников.
Олимпиада «ПРОФИ» как конкурс профессионального мастерства стал органичным элементом системы образования Пермского края, России и стран СНГ. Она не только предоставляет возможность каждому учителю определить свой уровень предметной компетенции, но и является мощным стимулом к профессиональному самосовершенствованию.
Являясь эффективным и объективным способом диагностики профессионального уровня учителя, Олимпиада «ПРОФИ» позволяет, в конечном итоге, управлять качеством школьного образования в новом формате.
Олимпиада «ПРОФИ» – это не только редкая возможность получения независимой оценки профессиональных знаний, но и прекрасный повод для поощрения педагогов, стремящихся к постоянному совершенствованию профессионального мастерства.
Олимпиада «ПРОФИ» служит важным инструментом управления для руководящих органов на всех уровнях системы управления образованием – от учителей и руководителей образовательных учреждений до министерства образования и науки. Результаты Олимпиады позволяют оценить уровень профессиональной подготовки учителей и дифференцированно подойти к повышению квалификации педагогов.
Ежегодно школы Университетского округа принимают активное участие в многочисленных и разноплановых профориентационных мероприятиях образовательных программ и факультетов НИУ ВШЭ – Пермь. В течение одного учебного года реализуется порядка 30 мероприятий такого рода. Наиболее значимые из них – межрегиональная Олимпиада школьников «Высшая проба», Краевая научно-практическая конференция школьников по экономике, Всероссийская Олимпиада школьников по экономике, День включенного обучения «Высшая проба», проект "Университетский класс", Школа юных экономистов, Школы по бизнес-информатике и по программной инженерии, IT-марафон, Конкурс учебно-исследовательских и социальных проектов школьников «Проект «Россия»: проблемы и решения», социально-гуманитарная олимпиада для школьников по истории и обществознанию «Загадка сфинкса», Школа права, Олимпиада по праву для старшеклассников Пермского края.
Ежегодно более 10000 обучающихся из школ Университетского округа стали активными участниками данных профориентационных мероприятий, в которых у ребят была отличная возможность потренироваться в выполнении олимпиадных и турнирных заданий высокого уровня сложности, попробовать свои силы в исследовательской работе, узнать всю необходимую информацию о выбранном ими профессиональном направлении из первых уст, об университетской жизни изнутри.
Выбор вуза - серьезное решение, которое принимают старшеклассники, поэтому важно получить максимально полную информацию об университете заранее. От выбора вуза зависят перспективы развития карьерной траектории и востребованности на рынке труда. При поступлении в вуз у абитуриентов и их родителей возникает множество вопросов, поэтому директор НИУ ВШЭ – Пермь Володина Галина Емельяновна и руководители образовательных программ регулярно проводят встречи с родителями абитуриентов и рассказывают об особенностях обучения в Пермской Вышке.
Галина Емельяновна убеждена, что в Пермском кампусе НИУ ВШЭ необыкновенная образовательная среда: «Каждого студента мы знаем в лицо. Здесь все здороваются, все помогают друг другу, любят друг друга. Здесь создана очень дружественная среда, в которой не «студенты для нас», а «мы для них». В Вышке есть всё для успешного развития и обучения».
Заместитель директора Алла Оболонская отмечает, что качественный старт для ребенка - это качественное образование: «Наша задача - научить студента учиться, и выпускники Вышки выгодно отличаются: они быстро адаптируются, аккумулируют и добывают знания. Все это очень ценят работодатели!».
Родители всегда тепло и с благодарностью отзываются о встречах с директором НИУ ВШЭ – Пермь. После одной из встреч с родителями в адрес руководства Пермской Вышки был оставлен следующий отзыв: «Зашли на сайт НИУ ВШЭ-Пермь - очень все доступно и понятно, поэтому пришли сегодня. Рассматриваем Вышку для поступления, но пока не определились с образовательной программой, могу сказать только, что это будет связано с математикой. Мероприятие очень комфортное, дали всю информацию по имеющимся вопросам!».