Задать вопрос

Интересные материалы

Новейшие публикации

В сборнике представлены учебно-методические материалы, систематизирующие деятельность учителей общеобразовательных организаций Пермского края и преподавателей пермских университетов – участников инновационной деятельности Университетско-школьного кластера за период с 2021 по 2023 гг. – по разработке и представлению цифровых образовательных продуктов. Сборник состоит из трех разделов, в каждый из которых включены учебно-методические наработки учителей в соответствии с их предметной направленностью. Сборник адресован учителям, методистам, слушателям дополнительных профессиональных программ.
Обсуждается современный тренд развития образова- ния, когда процесс обучения, воспитания и развития не привязан уже исключительно к школьным партам и прописанным учебным программам, когда образование выходит за пределы школы и город становится пространством образования. Подобные практики ценны не только для развития участников образовательного процесса, они также развивают сам город. В статье представлены результаты небольшого аналитического исследования практики Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», реализуемой в Москве с 2013 года. Выделяются потенциалы и ограничения данной практики.
Ряд ведущих школ, несмотря на все ограничения и нагрузку по текущим задачам, берется регулярно организовывать и проводить выездные образовательные мероприятия для учеников. В отсутствии какой-либо внешней поддержки таких практик, при усложнении оформления их реализации, возникает вопрос — какие цели преследуют школы, какие смыслы видят участники этих выездов. Проведен анализ различных вариантов образовательных форм реализации учебного процесса, которые осуществляют школы. В эмпирическом качественном исследовании выявлены ожидания и фиксация образовательных и социальных эффектов у разных категорий участников (директора школ, организаторы выездов, педагоги, учащиеся, родители учащихся).
Продолжаем публикацию серии статей по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом, а также важны для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. Авторы статьи передают свой многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, а также подростками и старшеклассниками в исследовательских группах и экспедициях. В девятой статье представлены игры на развитие умения анализировать факты и данные, находить причинно-следственные связи. В статье даны комментарии о том, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.
Во вступительной статье журнала в номер с темой «Образование за пределами школы» дается обзор ключевой проблематики номера в контексте общих трендов всеобщего охвата населения образованием и одновременно актуализации деинституционализации практик образования. В номере обсуждаются практики естественно-научного и экологического образования, формы построения дополнительного образования детей и подростков за пределами школы, роль и место наставничества и наставников в реализации проективных форм образования на основе исследовательской деятельности.
Печатается по решению оргкомитета ХX Международной научно-практической конференции молодых исследователей образования «Исследования, улучшающие образование» (октябрь 2021).

Экспертные мнения

Заведующий Лабораторией человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ
Принцип клиентоцентричности в бизнесе постепенно уступает место более глобальному подходу — человекоцентричности, при котором на первое место выходит эмпатия и умение видеть ситуацию глазами другого человека. Современный лидер обладает развитым эмоциональным интеллектом и сильными социальными навыками, которые успешно применяет в работе с клиентами, партнерами и сотрудниками. Что включает в себя новая концепция и как ее реализовать, рассказал в интервью «Вышке.Главное» заведующий Лабораторией человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ Владимир Соловьев.
Эксперты НИУ ВШЭ
Как применение искусственного интеллекта повлияет на образование, какие этические вопросы есть сейчас и готово ли человечество к тому, чтобы людей учили роботы, — об этом и многом другом говорили участники дискуссии «DebAIte: Революция ИИ в образовании», состоявшейся на фестивале «НОЧЬ Студента». 
Эксперты НИУ ВШЭ
Всё новое пугает, а новые возможности генеративного искусственного интеллекта пугают многих вдвойне. Только и слышно, что авторы текстов и изображений останутся без работы, а системе образования грозит тотальный обман со стороны учеников, освоивших ChatGPT. В этом смысле вторничный семинар Инобра был похож на сеанс разоблачения магии: разобрали, что конкретно умеет и не умеет генеративный AI и как его можно использовать в образовании сейчас. Что там будет дальше, неизвестно: в конце семинара Мария Добрякова процитировала Виктора Цоя, «Наше будущее туман». Но, по крайней мере, ни «ада», ни «рая» сейчас ChatGPT еще не обещает.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ

Это интересно


Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Тамара Гордеева и её коллега из Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета Олег Сычев изучили, какой вклад в психологическое благополучие старшеклассников вносят личностные установки и средовые факторы, такие как отношения с родителями, учителями и сверстниками. Выяснилось, что влияние всех трёх групп «значимых других» в этом плане сопоставимо. Во всяком случае, контакт подростков с преподавателями и семьёй очень важен для психологического комфорта. Исследование доказывает существенную роль школьного климата — стиля общения педагогов с детьми и отношений в классе. Важно культивировать в коллективе дружелюбную, конструктивную атмосферу. Результаты работы опубликованы в «Сибирском психологическом журнале».

Оценки и комментарии педагога относительно выполненного школьником задания могут помочь ему повысить результаты, а могут и демотивировать. Многое зависит от того, насколько правильно ученик понимает обратную связь от преподавателя, сознаёт ли, над чем ему советуют работать. Допущенную ошибку стоит воспринимать не как поражение, а как возможность для роста, а конструктивную и содержательную критику — как помощь на пути к успеху. Изучаем грамотное восприятие обратной связи по статье исследователей из Института образования НИУ ВШЭ.

Что характеризует степень знакомства подростка с принципами жизни современного города? Важно, например, насколько самостоятельно и безопасно школьник перемещается по мегаполису, где и как питается в городе, как общается с людьми, владеет ли цифровыми сервисами, участвует ли в общественной жизни. Наконец, каковы его знания по истории и культуре города? Всё это помогает оценить концепт «городская грамотность», предложенный Алиной Ивановой и Викторией Пичугиной из Института образования НИУ ВШЭ в партнёрстве с Московским Центром качества образования. Они впервые дали определение городской грамотности подростка, разработали инструмент её измерения и успешно апробировали его.

Ради успеха и благополучия современному человеку нужно «сверять часы» с происходящими социальными, экономическими, технологическими и культурными изменениями. Однако чтобы адаптироваться к ним, надо многое уметь, быть здоровым и активным, развивать когнитивные способности, приобретать новые навыки и сохранять дружеские связи. Всё это расширяет возможности человека, раскрывает его потенциал. В решении таких задач поможет уникальный полидисциплинарный стратегический проект НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который объединяет педагогов, социологов, психологов, экономистов, биологов, медиков и специалистов по цифровым технологиям. Все вместе они, по сути, создают систему навигации по повышению достижений человека на благо всего общества.


Дети из семей с высокими доходами и высшим образованием родителей имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. А вовлеченность родителей в учебный процесс не влияет на снижение неравенства в доступе к высшему образованию. К такому выводу пришли эксперты Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
© 2024 Университетский округ НИУ ВШЭ - Пермь