Задать вопрос

Интересные материалы

Новейшие публикации

В выпуске представлен анализ связи функциональной грамотности учащихся с их характеристиками и образовательными траекториями. Анализ проведен на данных российского лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии». Описаны различия в социально-экономических характеристиках, академической самооценке и результатах, а также в выборе образовательных траекторий у учащихся с низким, средним и высоким уровнем функциональной грамотности по данным  PISA-2012.
Предметом исследования служат некоторые типичные представления нынешних школьников о жестах, полученные на материале решений самодостаточной лингвистической задачи, посвящённой русской жестикуляции.

В прогностическом исследовании, охватывающем период до 2035 г., охарактеризованы фундаментальные тренды, под влиянием которых сформируется облик мира через 20 лет. Задачей прогноза является выявление ожидающих мир вызовов и возможностей, которые могут быть использованы в интересах России, для обеспечения ей роли активного участника выработки правил будущего миропорядка.

Доклад посвящен влиянию цифровых технологий на разные аспекты благополучия детей и подростков. Оценка влияния новых технологий на разные стороны благополучия детей и подростков (понимаемого как сложное сочетание многих показателей, таких как физическое и психическое здоровье, образование, качество социальных связей, безопасность и др.) становится важным пунктом в исследовательской повестке.
Монография посвящена анализу системы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации в контексте глобальных трендов. Основная задача книги — показать, как участие взрослого населения в образовании может быть связано с социально-экономическими результатами отдельных предприятий и территорий, профессиональным и личностным развитием граждан на протяжении жизни.
В динамической цивилизации модерна увеличивается скорость обовления науки и техники, искусства и экономики, политики и права. Уменьшается период времени устойчивой работы и жизни. Наше пребывание в настоящем сокращается. Время становится ограниченным, а потому нуждается в социальной и технической организации — как среда координации наших действий. В работе Германа Люббе разворачивается широкая панорама темпоральной структуры нашей цивилизации. Почему прогресс, устремленный в будущее, умножает число форм исторической культуры?
В учебном пособии дано системное и комплексное описание истории возникновения межкультурных коммуникаций как академической дисциплины, представлен тщательный анализ западных и незападных теорий межкультурных коммуникаций, уровней и форм коммуникации в информационном обществе. Межкультурная коммуникация показана не только в макрокультурном (цивилизационные, национальные, этнические культуры), но и в микрокультурном (профессиональные, суб- и контркультуры) контексте.
Феномен кибербуллинга можно встретить в различных социальных средах, однако подавляющее большинство случаев приходится на подростковую среду и связано с буллингом в школе.
В статье рассматривается феномен школьной травли (буллинга) с точки зрения его взаимосвязи с составляющими школьного климата. Приводятся основные характеристики буллинга: распространенность, возрастные и социальные характеристики, данные об эффективности существующих на сегодняшний день программ его профилактики. Подробно рассматривается такой компонент школьного климата, как социальные связи - отношения учителя и учеников, а также учеников между собой как фактор, влияющий на распространенность травли в школе.
В данной статье исследован характер ИКТ-компетентности российских учителей, для чего проведен статистический анализ баллов, полученных за решение задач в технологически насыщенной среде, по когорте российских учителей и по всей российской выборке исследования, проведенного в рамках PIAAC в 2014 году. Кроме того, был проведен анализ различий в баллах между когортой учителей (N=219) и всей выборкой исследования (N=3892) по уровням решения задач в технологически насыщенной среде.
В статье представлены основные выводы Второй ежегодной международной научно-практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании», которая состоялась 7 и 8 декабря 2018 года.
В этой главе представлены ролевые типы директоров школ. Опираясь на нарративы директоров с характеристикой выполняемых ими функций или задач, описанием их действий в типичный рабочий день/рабочую неделю и взаимодействия с другими акторами со сложившейся дистанцией и распределением обязанностей, а также на их представления о «хорошем» директоре и о том, что от них ожидают заказчики, мы выделили пять ролевых типов.
В книге авторы рассматривают жизнь современной российской школы под разными углами в попытке объяснить, для чего и как работают образовательные организации и почему одни школы справляются со своими задачами лучше других.

Экспертные мнения

Ректор НИУ ВШЭ
Из проекта Программы развития понятно, что Высшая школа экономики продолжит расти в ближайшие десять лет. То есть будут приумножаться студенты, лицеисты, магистранты, аспиранты, будет больше факультетов, лабораторий, институтов.

Каким образом Вышке практически всегда удавалось расти невзирая на внешние обстоятельства, с чем будет связан этот рост в ближайшее время и как он отразится на сотрудниках университета, рассказывает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Любимов Лев Львович
Ординарный профессор НИУ ВШЭ, заместитель научного руководителя
В науке уже на протяжении 20 лет длится так называемая методологическая пауза. Неоклассическая модель экономики устарела и требует очень серьезных изменений. Впрочем, это касается не только экономики, но и других наук. XXI век  — это эпоха, когда междисциплинарность становится окном в новые знания.
Виктор Болотов
академик РАО, ординарный профессор НИУ ВШЭ
Новый учебный год российская школа начнет с новыми федеральными государственными образовательными стандартами – решение об этом уже принято. Многие эксперты называли их проекты неоднозначными и сравнивали со стандартами 2012 года, которые в большей степени были ориентированы на развитие «навыков XXI века» и soft skills. Почему школа вернулась к культу предметных знаний и как теперь быть  – рассказал академик РАО, ординарный профессор НИУ ВШЭ Виктор Болотов. В качестве замминистра образования и главы Рособрнадзора Виктор Александрович был одним из тех, кто создавал современную образовательную систему.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ

Это интересно


В данной рубрике размещаем список литературы для родителей и учителей, рекомендованный ординарным профессором НИУ ВШЭ Львом Львовичем Любимовым.

Исследователи Института образования ВШЭ предложили список критериев – как оценивать цифровизацию школы. Он был представлен на конференции экспертов, которую провели ученые Вышки вместе с Комиссией по развитию образования и науки Общественной Палаты РФ, модератор – заместитель председателя Комиссии Александр Русаков. Пока в списке семь пунктов, но возможно, к ним удастся добавить еще три. По заданию государства Инобр разрабатывает «профильный» мониторинг: первые школы в десяти регионах России (их список сейчас составляет Минпрос) пройдут его уже в ближайшие месяцы.

В Париже объявлены результаты PISA-2018. Эксперты Международной лаборатории анализа образовательной политики представили данные, по которым видно, что в 2018 году результаты российских 15-летних учащихся незначительно снизились по всем трем предметным областям PISA: чтению, математике и естествознанию по сравнению с 2015 годом. По чтению баллы российских школьников незначительно упали — с 495 до 479 баллов.

Институт образования НИУ ВШЭ остается главной площадкой, которая готовит «лидеров образования» – будущих управленцев, предпринимателей, экспертов, – но расширяет форматы своей работы. Если раньше речь шла главным образом о магистратурах, то теперь тем, кому интересно развитие в этом направлении, доступно больше способов получения знаний. Инобр начал три обучающие программы на платформе Coursera. Этот глобальный проект, «раскрутившись» в последние годы, стал самым успешным и массовым в области онлайн-образования.

Для многих подростков агрессия в интернете стала обычным явлением. С возрастом терпимость к ней фатально растет, выяснили психологи. Однако это одна из опаснейших форм травли. Жертве некуда скрыться от него, а взрослые нередко даже не знают о ситуации: травля идет в «детских» сообществах. Ученые исследовали кибербуллинг среди подростков.
ПОКАЗАТЬ ЕЩЁ
© 2019 Университетский округ НИУ ВШЭ - Пермь