«Университетско-школьный кластер» – долгосрочный (с 2009 года) инновационный образовательный проект, направленный на совершенствование предметных и цифровых компетенций учителей в рамках организации сетевой формы сотрудничества НИУ ВШЭ – Пермь, Министерства образования и науки Пермского края и общеобразовательных организаций. В 2024 году в состав кластера вошли 70 образовательных организаций Перми и Пермского края.


Цель деятельности Университетско-школьного кластера в 2024 году – повышение квалификации педагогов Пермского края, направленное на развитие у учителей компетенций создания с помощью эффективных цифровых инструментов цифрового вовлекающего образовательного контента, применение которого будет способствовать формированию мотивации и повышению образовательных результатов обучающихся в условиях реализации требований обновленных ФГОС и цифровой трансформации школьного образования.

Работа учителей в кластере в 2024 году организована в рамках одной из 3 цифровых педагогических мастерских: «Цифровой образовательный контент в деятельности учителя математики», «Цифровой образовательный контент в деятельности учителя английского языка», «Цифровой образовательный контент в деятельности учителя истории и обществознания».

Внутри каждой мастерской проектные команды из 2-7 учителей под руководством прикрепленного тьютора (преподавателя университета) работают над созданием и апробацией цифрового вовлекающего образовательного контента, направленного на формирование мотивации и повышение образовательных результатов обучающихся.

В рамках освоения программы повышения квалификации в объеме 72 часов участники выполнят 5-7 контрольных точек. Результаты деятельности сетевых проектных команд учителей, разработанные ими электронные образовательные материалы, содержащие цифровой контент, будут представлены в цифровой образовательной среде системы общего образования Пермского края – в автоматизированной информационной системе «Электронная Пермская Образовательная Система» (ЭПОС) и ее структурном элементе «подсистема «электронных обучающих материалов». А лучшие методические разработки учителей планируется включить в электронный сборник учебно-методических материалов по итогам деятельности кластера в 2024-2026 гг.

На очном итоговом семинаре учителя в цифровом формате провели апробацию разработанного цифрового образовательного контента, определили его преимущества и сформулировали рекомендации для дальнейших разработок.


Планируемые результаты деятельности кластера в 2024 году:

Повышение уровня сформированности у учителей ИКТ-компетенций;


На 20% увеличение доли учителей со сформированной готовностью к систематическому рациональному использованию цифровых образовательных решений в образовательном процессе современной школы;


Развитие сетевого партнерства школьных учителей и вузовских преподавателей по созданию и представлению электронных образовательных материалов.




Цифровой образовательный контент в деятельности учителя английского языка»

В рамках очного семинара учителя рассмотрели следующие темы:

  1. Педагогические технологии в формировании лингвистической компетенции в условиях цифрового пространства.
  2. Интеграция очной и дистанционной форм обучения как современный формат преподавания. Платформы для проведения онлайн-занятий и занятий смешанного формата.
  3. Мультимедийные образовательные платформы для развития продуктивных и рецептивных навыков и умений: принципы применения и оценка эффективности использования.
  4. Цифровой образовательный контент в обучении английскому языку: презентация и применение.
  5. Программы для создания интерактивных упражнений для формирования лексических и грамматических навыков.
  6. ИКТ-технологии для активизации познавательной деятельности обучающихся.
  7. Цифровые ресурсы для создания интерактивных упражнений для развития устных и письменных речевых умений.
  8. Создание цифровых образовательных материалов и их возможности использования в учебном процессе.

Муртазина Полина Александровна

Полина Муртазина, старший преподаватель департамента иностранных языков

В новом трехлетнем периоде кластер значительно изменился. Мне кажется, стал еще процентов на 30 более цифровым и современным! У нас теперь и в программе есть изучение влияния мотивации с помощью цифровых средств, применение искусственного интеллекта в преподавании, а наши итоговые продукты уже не электронные, а полностью цифровые, содержащие актуальный вовлекающий образовательный контент.

Обновленное содержание программы повышения квалификации привлекло к участию много учителей школ Пермского края, ранее уже сотрудничавших с нами. В проекте есть коллеги, для которых кластер-2024 уже шестой и даже 10-й! При сегодняшнем разнообразии возможностей для обучения, занятости учителей, такое постоянство в выборе говорит о доверии, это определенно знак качества нашего курса! Благодарим коллег за сотрудничество и, конечно, ждем на будущий год!


Ольга Старовойтова, учитель английского языка, Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина, г. Пермь

На настоящий момент кластер направлен в будущее, поэтому ориентирован на цифровизацию – это правильно, на мой взгляд. Нам все равно придется столкнуться с этим, нам дают цифровой инструментарий, нацеливают на определенную траекторию развития. Хотя мы не входим в подсистему ЭПОС, мы используем наработки, которые там представлены. Это дает преимущество в обучении и экономит время учителя.


Семен Королевич, учитель английского языка, Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина, г. Пермь

Я участвую в кластере второй раз и хочу отметить отличный формат онлайн-консультаций, он удобен для обучения. Хотя и общение вживую тоже необходимо. Кроме того, то, что нам разрешили дополнять систему ЭПОС своими разработками – это очень хороший способ наполнения уроков. Я сам использую цифровые продукты других школ из ЭПОСа на своих уроках.


Татьяна Мальгина, учитель английского языка, Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина, г. Пермь

Я впервые принимала участие в работе кластера, как и занималась с системой ЭПОС. Очень ценно общение с коллегами, можно обсудить кто и чем занимается, как работает. Спасибо организаторам за очный семинар!


Цифровой образовательный контент в деятельности учителя истории и обществознания

Участники мастерской сосредоточились на разборе таких тем, как:

  1. Развитие профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в области создания и применения цифрового образовательного контента.
  2. Использование социальных медиа и сетевых сообществ для обмена опытом.
  3. Методы оценки эффективности использования цифрового образовательного контента в обучении истории и обществознанию.
  4. Влияние использования цифрового образовательного контента на успеваемость обучающихся.

Кимерлинг Анна Семеновна

Анна Кимерлинг, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Особенность нашей работы в этом году в том, что мы делаем не отдельные уроки, а цифровой вовлекающий контент. Это какие-то сборники материалов, которые могут использоваться отдельными частями, но в определенных темах. Кроме того, эти продукты сделаны в разной цифровой оболочке. Учитель может применять их как домашнее задание или для самопроверки, то есть у педагога есть выбор. Все участники кластера работают качественно, в этом году сложились команды по 2-3 человека и каждый отвечает за свою часть, а вместе создают инновационный цифровой продукт.


Альфия Гафиятуллина, учитель истории и обществознания школы № 8, г. Краснокамск

Обучение в кластере я прохожу регулярно с 2019 года. В этом году цифровые технологии стали для меня новым форматом. Я очень многому научилась на занятиях и попробовала цифровые ресурсы, которые ранее не использовала. Поняла, что они удобны и интересны для учащихся. Хочется отметить и комфортный формат работы – в режиме онлайн, когда можно, не приезжая в Пермь, получать новые знания.


Марина Бунакова, учитель истории Гимназии № 16, г. Кунгур

Я уже во второй раз принимаю участие в работе кластера. Здесь преподаватели дают огромный объем информации, который мне в дальнейшем будет помогать на уроках. Очень нравится работать, насыщенные занятия. При этом в любой момент можно получить помощь, то есть мы не сами разбираемся в новом материале, нас поддерживают во всем.


Цифровой образовательный контент в деятельности учителя математики

Практический семинар был посвящен таким важным направлениям работы учителя математики, как:

  1. Библиотеки электронных образовательных материалов.
  2. Требования к ЦВОК для размещения в библиотеках.
  3. Оценка эффективности использования цифрового образовательного контента в обучении математике.
  4. Особенности интерактивной презентации как разновидности ЦВОК.

Плотникова Евгения Григорьевна

Евгения Плотникова, профессор, заведующая кафедры информационных технологий в бизнесе

В этом году у нас интенсивная программа – учителя создают цифровой образовательный контент, который будет сделан в форме интерактивных презентаций. Надеемся, что другим учителям математики это поможет в работе. Приятно, что мы можем работать как в онлайн-формате, так и встретиться очно и обсудить все вопросы. Учителя работают добросовестно, верим, что это взаимодействие в рамках кластера для них будет полезным.


Владлена Митрофанова, учитель математики школы № 108, г. Пермь

Я участвую в кластере в первый раз. Формат занятий в режиме онлайн мне очень понравился, при этом наши наработки можно сразу применять на уроках. За время обучения я узнала о многих новых цифровых инструментах, открыла для себя полезные ресурсы. С удовольствием поучаствую в работе кластера еще раз.


Вера Игумина, учитель математики школы № 14, г. Губаха

Обучение в кластере я прохожу уже, наверное, в десятый раз. Хочется отметить высокий профессионализм преподавателей, которые с нами работают. Лекции в этот раз были очень интересными, много материала, он доступно преподнесен, можно сразу использовать в своей работе. Всем коллегам рекомендую участвовать в кластере. Обучение, конечно, занимает достаточно времени, бывает иногда сложно, но это держит в тонусе, повышает профессиональный уровень и получаешь удовлетворение от результата.


Надежда Воронкова, учитель математики школы № 8, г. Краснокамск

Учитывая нашу школьную нагрузку, кластер очень удобен своим форматом, онлайн-занятиями. При этом преподаватели всегда находятся на связи, быстро отвечают на наши вопросы, корректируют нашу работу. Без кластера, мне кажется, я бы не узнала о многих цифровых ресурсах. На очном семинаре, например, нам показали онлайн-доску, я о ней услышала впервые, попробовала и оказалось, что это очень удобно. Буду использовать в дистанционной работе с классами.