30.10.2023
«Университетско-школьный кластер» – инновационная сетевая форма сотрудничества университета и общеобразовательных организаций, созданная в целях повышения качества школьного образования через совершенствование профессиональной компетентности учителей в персонализированном формате под руководством профессорско-преподавательского состава вузов с применением специальной цифровой платформы. В 2023 году в состав кластера вошли 64 школы Перми и Пермского края.
Цель деятельности Университетско-школьного кластера в 2023 году – повышение квалификации учителей Пермского края, направленное на освоение современных цифровых технологий и инструментов для разработки и презентации предметного образовательного контента, размещаемого в открытой цифровой образовательной системе Библиотека ЭПОС. Объем каждой программы составил 108 часов.
В структуре кластера работали 3 проектных онлайн-мастерских учителей математики, английского языка, истории и обществознания, внутри которых участники были разделены на сетевые проектные команды. Каждая команда разработала цифровой образовательный продукт (ЦОП), содержащий либо электронные сценарии уроков, созданные средствами цифровых инструментов, либо инновационные системы тематических контрольных материалов, или сборники цифровых интерактивных упражнений/ заданий/ игр.
Повышение квалификации в формате кластера помогло учителям расширить знания и навыки в области цифровизации образования, получить новую информацию о современных цифровых программах, платформах и цифровых ресурсах для использования в работе, познакомиться с возможностями библиотеки ЭПОС для представления наработанного опыта.
На заключительном очном семинаре учителя заполнили анонимный рефлексивный опросник по результатам деятельности в формате кластера: оценили параметры эффективности проекта по 10-балльной шкале:
Анна Кимерлинг, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Мы каждый год предлагаем учителям новые уроки с разнообразными цифровыми продуктами. В этот раз участникам кластера было нелегко, но они успешно с работой в командах справились. Половина проектов наших учителей попала в публикацию сборника, это новшество – и в этом еще состоит отличие обучения в 2023 году. Базой сборника стала не тема урока, а тот цифровой продукт, который лег в основу разработки.
Тот формат, в котором мы работали, оптимально подходил для режима онлайн, потому что участники кластера могли сразу попробовать на практике цифровые продукты. Если у них что-то не получалось, подключившись через платформу Webinar.ru они могли показать преподавателям экран своего компьютера, и мы во время занятий сразу все объясняли. Это была продуктивная работа.
Это была прекрасная работа в дистанционном формате, и хотелост, чтобы эту инициативу подхватили. Не всегда получается присутствовать очно, а так возможность повысить свои знания, квалификацию, метод преподавания становится доступной для всех. Спасибо, это прекрасно!
Я первый раз участвую в Университетско-школьном кластере. Мне понравилось, что это работа командой, познакомилась с новыми коллеками. Мы обменялись знаниями, объединили их и получили очень хороший результат. Точно буду участвовать в следующем году!
Я проходила обучениев кластере в прошлом году, и когда узнала о возможности снова поучиться в 2023 году, сразу же записалась. В прошлом году изучала обществознание, сейчас решила немного изменить траекторию, проработать разные компетенции. Из преимуществ хочу отметить дистанционный формат – задания можно выполнять, не отрываясь от уроков, это экономит время. Кроме того, за время обучения прорабатываешь и методику, и цифровые компетенции. Это полезно.
Евгения Плотникова, профессор кафедры информационных технологий в бизнесе
Мы создавали образовательный контент на разных цифровых платформах, соответственно, их изучали. Например, по определенной учебной интерактивные задания и видео, презентации, викторины, квесты и т.п. Учителя сами выбирали платформу и вид контента, разрабатывали его, чтобы потом применять на занятиях в школе.
Мне понравилось, что кураторы поддерживают, отвечают на вопросы своевременно, помогают. Подача материала интересная, изучаются актуальные темы, то, что сейчас необходимо в работе учителя.
Я молодой специалист, поэтому принимала участие в работе Университетско-школьного кластера первый раз. Впечатления от обучения остались только хорошие, много получила новых знаний, буду применять на практике. Удобный формат занятий – семинары проходили онлайн и в субботу, это у нас нерабочий день. Все было отлично! В следующем году тоже планирую участвовать.
Формат обучения в кластере очень комфортный – у нас были и очные занятия, то есть мы могли увидеть друг друга, и онлайн. Знаний и умений, конечно, прибавилось, новые платформы и цифровые возможности узнала, которые буду применять в работе с ребятами.
Полина Муртазина, старший преподаватель департамента иностранных языков
Каждый год на последнем семинаре я убеждаюсь в важности и актуальности нашего проекта. Прежде всего, польза в том, что программа постоянно обновляется, мы предлагаем новые ресурсы. Если учителя будут использовать хотя бы пару-тройку методик в работе, от этого уроки только выиграют. Со своей стороны мы понимаем, как живет школа, что меняется. Участники кластера также могут общаться друг с другом, делиться опытом, продолжить сотрудничество и плодотворную работу и после обучения. И самое главное, это образовательные продукты, которые стали результатом огромной командной работы. Это тот вклад, который Университетско-школьный кластер вносит в образование региона. Учителя других школ Пермского края смогут ими пользоваться, чтобы наше будущее поколение было чуточку умнее и креативнеее.
Наша школа участвует в работе Университетско-школьного кластера не первый год, учителя по разным предметам проходили обучение. Мне очень понравилось, что нас познакомили с новыми ресурсами, преподаватели сами учатся и нам помогают. Наш продукт, который мы разработали в команде, и проекты других команды, несомненно, пригодятся в дальнейшей работе.
С Высшей школой экономики мы работаем не первый год – участвуем в олимпиаде ПРОФИ, проходим курсы повышения квалификации, всегда все на высшем уровне.
В работе Университетско-школьного кластера мы участвуем уже несколько лет. Мне изначально было страшно подступаться к цифровым образовательным продуктам и платформам, но преподаватели очень доступно все объясняли, отвечали на все вопросы, можно сказать, «вели нас за руку». И уже осенью мне стало легко, интересно, и эти наработки буду обязательно использовать на уроках.
В пермском кампусе НИУ ВШЭ наградили лучших участников проекта «Открытый университет» по итогам рейтинга за первое полугодие 2023-2024 учебного года. Наибольшее количество баллов набрали 9 старшеклассников школ Перми и Пермского края. Ребята поделились с нами впечатлениями об участии в проекте.
На родительском собрании рассказали о преимуществах обучения и программах пермского кампуса Высшей экономики, а также раскрыли все нюансы приемной кампании в бакалавриат 2024 года.
В НИУ ВШЭ – Пермь состоялась торжественная церемония вручения призов победителям Профильной олимпиады по 4 профилям – Экономика и бизнес, Лингвистика, Право, IT. Некоторые старшеклассники стали лучшими сразу по нескольким направлениям.